Тема урока: «Рынок и рыночная экономика» (10 класс)
Цель урока:
- сформировать представление о рынке, его видах и функциях, признаках рыночной экономики, противоречивых последствиях конкуренции;
- учить работать с терминами, систематизировать информацию, прослеживать эволюцию экономических явлений, определять экономическую составляющую исторических процессов;
- воспитывать экономическую культуру, толерантность, законопослушание.
Задача личностного развития:
определить осознанную гражданскую позицию по отношению к проявлениям и проблемам рыночной экономики.
Методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Форма урока:
практикум с элементами лекции, фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Технология:
перспективно-опережающее обучение и использованием ЛСМ при комментируемом управлении.
Ход урока:
Стадия 1. Вызов
Учитель: назовите тему урока (Рынок и рыночная экономика.).
Вспомните. Условия возникновения товарного производства: экономическое обособление производителей; их связь через рынок Объясните формулу: Т-Д-Т (деньги – посредник в мире товаров).
Стадия 2. Осмысление содержания. Понятие рынка. Мини – лекция учителя.
Рынок – это 1) место обмена товаров; 2) сфера осуществления товарного обращения.
Свободный рынок характеризуется тремя важнейшими признаками: нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести); нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение. При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.
В рыночном механизме действуют два объективных экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. Первый закон формирует уровень средних цен (стихийное колебание цен вокруг стоимости товара), второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке (связь между ценой товара и предложением, количеством приобретаемого товара и его ценой).
Предприятия в рыночной экономике широко применяют анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции (маркетинг), а также создают систему управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях достижения высокой экономической эффективности (менеджмент).
Блок контроля: вопросы «Верно/неверно»
- Для рынка характерно централизованное планирование.
- Цена всегда совпадает со стоимостью.
- В рыночной экономике присутствует и частная, и государственная собственность.
- Рынок – это способ сведения покупателей и продавцов и наличия механизма обмена товаров и услуг.
- Рынок не может быть цивилизованным.
- Для рынка характерны свободные цены.
- Слово «рынок» во всех языках первоначально означало место, где торгуют.
- В рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно получить больше всего денег.
Учитель: вначале в парах, а затем фронтально обсудите вопросы, найдите правильную позицию (1 – нет, 2 – нет, 3 – да, 4 – да, 5 – нет, 6 – да, 7 – да, 8 – да).
- Противоречия рыночной экономики.
Учитель: поработайте в парах, составьте коллективную схему – аппликацию из противостоящих признаков рынка, которую мы затем обсудим фронтально
Противоречия рыночной экономики (работа по таблице)
Классификация рынков (работа по кластеру)
Учитель: существуют различные принципы классификации рынков (по территории, способу организации продажи, виду товара, отношению к закону). Подберите к ним соответствующие примеры и составьте гроздь.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз
- Закон спроса и предложения.
Учитель: поработайте с текстом учебника (стр. 99), обсудите цитату, решите экономические задачи.
Образованным политэкономом может стать даже попугай – единственное, чему его необходимо научить, это запомнить только два слова: «спрос» и «предложение». Неизвестный автор.
Учащиеся: закон спроса и предложения формирует цены в рыночной экономике.
Экономические задачи.
Сопоставьте: спрос и потребность, спрос и личные вкусы.
Учащиеся: потребность в каком-либо виде товара формирует спрос на него; спрос формируется различными факторами, в том числе личными вкусами.
- Чем объяснить аномальное поведение продавца: а) цены растут, а он предлагает меньшее количество товара; б) цены падают, а он предлагает большее количество товара; в) на продажу предлагается одно и то же количество товара независимо от уровня цен?
Учащиеся: а) продавец предполагает дальнейший устойчивый рост цен на свой товар; б) товар портится или заканчивается сезон продажи товара; в) это мелкое предприятие, которое не может реагировать на конъюнктуру рынка.
- Функции рынка (регулирующая, стимулирующая, информационная, селективная). Выступления учащихся.
Блок контроля.
Учитель: какая функция рынка а) проявляется в изменении цен; б) предполагает повышение качества; в) проявляется в постоянных изменениях; г) означает конкуренцию?
Учащиеся: а) регулирующая; б) стимулирующая; в) информационная, г) селективная.
- Конкуренция. Выступления учащихся «Совершенная и несовершенная конкуренция», «Цивилизованная и недобросовестная конкуренция».
Блок контроля: работа в группах, конкурс умных карт.
Учитель: составьте логико-смысловую модель «Конкуренция», выделяя следующие направления: монополистическая и свободная, внутриотраслевая и межотраслевая, цивилизованная и недобросовестная. Используйте для каждого направления факты из предыдущих выступлений.
Конкуренция (работа с кластером)
Cамоконтроль учащихся
Учитель: выполните итоговый тест в динамической паре (Гламбоцкий П.М. Обществоведение. 10 класс: рабочая тетрадь/ Под ред. М.И. Вишневского. - Мн.: Аверсэв, 2011, стр. 61-62). Проверьте друг друга, уточните правильные ответы с помощью ключа.
Домашнее задание. §11 (стр.96-103).
Дополнительное задание для двоих учащихся: сообщения «Уровни менеджмента», «Составляющие маркетинга».
Стадия 3. Рефлексия
Учитель: у Пифагора есть такое высказывание: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые – смотреть». Рынок – важная часть современной экономической жизни, но она не должна заслонять другие ценности, и прежде всего духовные. Так какое же восприятие рынка сложилось у вас на уроке? Поработаем с помощью метода «Заверши фразу». Рынок – это а) достижение; б) ошибка; в) проблема; г) необходимость современной цивилизации?
Учащиеся: рынок – это достижение, если мы возьмем положительные стороны рыночной экономики; ошибка, если мы не выйдем за рамки «дикого» рынка; проблема, если мы не будем учитывать недостатки рыночной экономики; необходимость современной цивилизации, которая в смешанной экономической системе пытается совместить достижения экономического опыта различных стран и систем.
Выставление отметок за урок.